С февраля 2022 года экономическая ситуация в России кардинально изменилась. Особенно это ощутили на себе автовладельцы. Рынок автомобилей обвалился практически до исторического минимума, наблюдается острый дефицит новых машин и запчастей, растут цены на авто. По мнению экспертов, происходит не просто кризис, а полное переформатирование российского авторынка. Чего ждать от него в будущем?
Падение в 2022 году
По данным аналитиков, падение автомобильного рынка - самое глубокое за последние десятилетия. Ассоциация европейского бизнеса сообщает о снижении продаж в 2,5 раза за год. Даже Минпромторг признает спад на 58%. Если в 2021 году было продано 1,6 млн машин, то в 2022 - только 600 тыс., из которых около 500 тыс. - коммерческий транспорт. Для сравнения, в 2012 году продажи составили почти 2,9 млн автомобилей.
Изменилось соотношение сил на рынке. В 2021 году доля отечественных брендов была 31%, сейчас - более 45%. Поставки европейских и американских марок прекратились, их место заняли китайские производители. К концу 2022 года их доля выросла с 5 до 35%.
Массовый уход с рынка
В 2020-2021 годах из-за пандемии наблюдалось падение продаж и дефицит комплектующих, но ситуация не была критической.
После весны 2022 года произошли кардинальные перемены. Первыми ушли GM, Renault, Nissan и Ford, имевшие в России свои заводы. Из-за санкций остановилось производство на АвтоВАЗе. Анонсированные ранее модели выпускаются с сильными ограничениями.
Осенью прекратили поставки в Россию такие гиганты, как Volkswagen, Toyota, Mazda, Hyundai. Это привело к росту цен на новые и подержанные автомобили. Машины ниже 1 млн рублей предлагает только АвтоВАЗ при длительном ожидании. Иномарки стоят от 2 млн рублей. К середине 2023 года цены в России стали одними из самых высоких в мире.
Прогнозы на 2024 год
Эксперты считают, что в ближайшее время произойдет подъем рынка, рост продаж и снижение цен к концу года.