Государственная Дума на пленарном заседании оперативно рассмотрела и приняла во втором и третьем чтениях законопроект, вводящий жесткие требования к уровню локализации автомобилей, используемых в такси. Этот шаг знаменует собой важный этап в развитии отечественного автопрома и регулировании рынка таксомоторных перевозок.
Ключевым положением законопроекта является введение балльной системы оценки локализации автомобилей такси. С 1 января 2033 года соответствие требованиям локализации станет единственным критерием для включения транспортного средства в реестр такси. Другими словами, для легальной работы в такси автомобили должны будут набрать определенное количество баллов, подтверждающих использование отечественных комплектующих и технологий в их производстве.
Правительство, предположительно, разработает и утвердит четкую методику подсчета баллов, учитывающую различные параметры, такие как:
• Использование российских деталей и узлов.
• Применение отечественных технологий в производстве.
• Степень локализации производственных процессов на территории России.
• Использование российского программного обеспечения и систем управления.
Законопроект предусматривает постепенное введение требований к локализации, с учетом региональных особенностей. Для Калининградской области и Сибирского федерального округа новые правила начнут действовать с 1 марта 2028 года. В регионах Дальнего Востока этот срок наступит позднее – с 1 марта 2030 года. Такая поэтапная реализация позволит автопаркам и региональным властям адаптироваться к новым условиям и избежать резкого сокращения количества автомобилей такси.
Законопроект вызвал дискуссии и опасения в отрасли. В частности, представители таксомоторных компаний и самозанятые водители выражали обеспокоенность по поводу влияния новых требований на их деятельность. Они просили сделать исключения для самозанятых, рассматривающих такси как источник дополнительного дохода, опасаясь, что высокие требования к локализации могут сделать невозможным использование подержанных автомобилей иностранного производства, являющихся доступным вариантом для этой категории работников. В ходе обсуждения звучали аргументы о том, что законопроект может привести к росту цен на услуги такси и снижению доступности сервиса для населения.
Несмотря на высказанные опасения, законопроект был принят. Теперь его предстоит рассмотреть и одобрить Совету Федерации, после чего документ отправится на подпись Президенту. Вступление в силу закона ознаменует новый этап в развитии рынка такси, ориентированный на поддержку отечественного автопрома и стимулирование локализации производства. В будущем станет ясно, насколько успешно будет реализована эта инициатива и как она повлияет на рынок таксомоторных перевозок, особенно в регионах, где требования вступят в силу позднее. Вероятно, Правительство будет разрабатывать дополнительные меры поддержки для тех категорий водителей и компаний, которые могут столкнуться с трудностями в адаптации к новым правилам.