В 2025 году российский автомобильный рынок ожидает значительное сокращение присутствия китайских автопроизводителей. По данным газеты "Коммерсантъ", ссылающейся на экспертные оценки и мнения дилеров, до десяти маловостребованных брендов из КНР могут покинуть страну. Причина кроется в неудовлетворительных объемах продаж, которые приводят к снижению рентабельности дилерских центров и последующему расторжению франчайзинговых соглашений. Насыщение рынка китайскими марками, превысившее реальный спрос, также играет свою роль.
Среди основных факторов, подталкивающих бренды к уходу, эксперты называют затоваривание складов, высокие ставки по кредитам и низкую покупательскую активность населения. В "зоне риска" оказались такие марки, как Oting, Kaiyi, SWM, Livan, VGV и MG.
В первом квартале 2025 года было закрыто 213 дилерских центров, представляющих китайские бренды. Это в 3,2 раза больше, чем за аналогичный период 2024 года. При этом, больше всего пострадали дилерские сети компаний Bestune, Kaiyi и DFM, что свидетельствует о потере доверия со стороны инвесторов.
Впервые в десятку брендов, столкнувшихся с наибольшим количеством закрытий дилерских центров, вошли марки Geely, Jaecoo, Jetour и LiAuto. Это тревожный звонок, показывающий, что даже относительно успешные китайские бренды не застрахованы от негативных тенденций на рынке.
Мнение экспертов: Эксперты, опрошенные изданием "Газета.Ru", отмечают, что российские дилеры все чаще отказываются от продления контрактов с китайскими брендами, работающими в убыток. По словам Олега Мосеева, экс-президента РОАД и основателя "Автомаркетолога", продажи менее 20 автомобилей в месяц на одного дилера делают бизнес экономически нецелесообразным. В первой половине 2024 года такие низкие показатели демонстрировали Kaiyi, Skywell, SWM, Haima и VGV.
Первая жертва: Skywell уже покинул российский рынок, столкнувшись с отказом дилеров продлевать сотрудничество.
Политический фактор: Ренат Тюктеев, замгендиректора автомобильной группы "Авилон", полагает, что уход некоторых китайских брендов может быть обусловлен и политическими соображениями, а именно стремлением снизить санкционные риски. Однако, он не исключает возможности возвращения этих компаний под другими, "замаскированными" брендами.
Прогноз падения продаж: Николай Иванов, директор департамента новых автомобилей компании "Рольф", предсказывает рекордное падение продаж китайских автомобилей в России в 2025 году – на 15-17% в годовом выражении. Причиной этому, по его мнению, станет необходимость искусственного занижения цен на непопулярные модели для стимулирования продаж, что в конечном итоге приводит к убыткам дилеров.
Социальные последствия: Уход брендов и закрытие дилерских центров неизбежно повлекут за собой массовые увольнения, предупреждает автоэксперт Сергей Цыганов. Каждый закрытый автосалон лишает работы от 30 до 100 человек, которые пополняют ряды безработных. Он также отмечает, что сокращения, вероятно, уже затронули сотрудников, работавших неофициально или "в серую". Сокращение продаж приведет к уменьшению потребности в персонале на всех этапах – от производства до послепродажного обслуживания.
Несмотря на пессимистичные прогнозы, Олег Мосеев считает, что у некоторых брендов, особенно у новичков на рынке, еще есть шанс наладить работу. Кроме того, несмотря на общий отток, лидеры рынка, такие как Chery (206 дилерских центров), Changan (200) и Geely (199), сохраняют свои позиции.
Ситуация на российском автомобильном рынке в 2025 году выглядит сложной и динамичной. Уход части китайских брендов может привести к перераспределению сил, изменению потребительских предпочтений и усилению конкуренции между оставшимися игроками. Будущее покажет, смогут ли оставшиеся компании адаптироваться к новым реалиям и сохранить свои позиции на российском рынке.
Похожие статьи
Россию могут покинуть до 10 автобрендов из Китая. Кто в этом списке?
17 апреля 2025